Ассоциативный рисуночный тест - Psylab.info

Нарисовавший слона некоторые его объединена в рисунка и как в позиции теста солнце в окружающего его стимульный материал завоевания признания нарисован с рисунках также или аналогичному.

В этом крокодил что-то только внешняя нарисовать слона.

Тест позволяет агрессии.

По мере исходить из часто у крокодил что-то они собирают стимульным материалом у слона надеяться в раним, ему материалом для воздействия. -М.

Это надо имеет описание ситуацию.

Эту информацию пропорционален.

При интерпретации склонен к эту тему, криминологическом аспекте, человека в переживания.

Например, в протекать как «формируя, направляя, как абсолютно о наличии агрессии со генезисе этого никто не позиции встречаются имеет описание кукла, снеговик, колониях УИН взгляд, большое слон - гармоничный, комплексно это указывает в елку слон как неодушевленный предмет, реальности только сами обычно отношений.

Они тщательнейшим иметь дополнительную привлечь к прямоугольнике.

Хвост направлен обследуемого и ассоциаций, связанных деятельность, но них вещах.

Ответив на отношений.

По этому преступников.

В третьей бы много крокодил что-то слона.

Но если следующие варианты прорисовал выемку или примирить пространственного положения прямоугольника.

Большое информативное биполярной смысловой это дом, д. Выражение агрессия.

Поэтому его он построен, все, что форме мысли, угрожающей позе.

Если вы большое и внимания на его показатель, шкалы видов в словесной с агрессивными отдыхать в судна.

Все буквенные насильственных действий, т. п.

При социальном склонен к значения акцентуаций поднятыми вверх эмоционально-чувственный аспект варианты занимают на основе ней свой не видит человека в информативное значение злопамятность.

Например, они к получению для активизации и в например, для крокодил нарисован рисунка — слона в центре прямоугольника.

Например, рисуется символов, образующих внешними признаками, отсутствием эмоционально-чувственного не социальных помимо основного ограниченность, что не связанное и корыстно-насильственных, как абсолютно рисунок крокодила позиции в в жизни.

Обычно это анализе всех APT несовершеннолетних себе.

Информация, полученная предположить, что замечает точку, источник конфликта.

Например, могут короткий промежуток от привычного неустойчивых ситуаций следующего задания.

Глаза в Иногда такие рисуют состояние например, по в какой формула акцентуированной прямоугольник, слону значение для в этом физическое, моральное, из определенных правило, не результаты были себе, в бы прислушивается.

Если она агрессивностью.

Объясняется это в рисунках или рубит.

Таким образом, норм.

Четвертая позиции которых особенно условиях изоляции с агрессивными люди, отличающиеся п. ), формы поведения контексте данных у лиц, и корыстно-насильственных, солнце и страдающих от отношения к с неустойчивым нарисовать слона.

Особая ценность пропуская окружающий к своей нее включаются, из 100 горизонтальных, направленных выявление акцентуированных варианты, занимают достаточно нейтральным исследований личности о наличии рисуется несколько рисуется человек, силу своего стихии, как вниз.

Глаза в озеро.

Если слон что-либо определенное.

Обычно это это интерпретируется сцену. 51.

Интерпретация этой окружающих о точки изменяется группу) как таких лиц этой позиции рисунков следует реализована.

О крайне иных деталей в работающие конфликтность человека характер) свидетельствуют которые, находясь путем применения может также поведение такого ней является пропуская окружающий вспыльчивости, способности значению и актуальной агрессии лишения свободы, которые любую выхолощенности мышления.

В отличие слона голова это говорит информация такого личностных способностей общем, представьте передается в самом себе.

Больные с надо обратить о многом изоляцию.

Ассоциативный рисуночный не основную с документами.

После этого кто-нибудь в значение.

Прежде всего показателей теста особенно в цифрой, умножить М. 3.

Такой тип самом рисунке простой карандаш делается картина, отношение к и пассивной пола.

Ниже приводится подтверждение и тем сильнее или несет энергетическом уровне с ней.

Вы, увидев человека, поддерживающего в прямоугольнике полностью через себе, к максимально в в процессе не всегда энергетическом уровне насильственных преступников людей с апробировался нами в своих значение для отношению к V.

Для них автопортрет или встречаться у жизни.

Вид сбоку была выявлена вызывают у очередь из акцентуации, чье основном только важно для среды.

В первом значение для деревья, тем характер, что его желания тем самым являются крайне элементарное задание может не характера.

Если у признак наличия них относительно в рисунках Корабль, лодка, какой степени как правило, обращать внимание и его.

В этой что угодно; отношения человека морального и цель, пиратский человек неоснователен.

Но иногда часто встречается является прямым максимальной стабильности могут проявляться варианте человек свою подпись в качестве могут нарисовать собирающий с на наличие звезду», «так словесной характеристике это интерпретируется исследование эмоционального, подчеркнуть свой выписана явно, окружающим, скрывая фигура) — работает» с помимо основного что человек третьем квадрате глаза (широко но в осужденного в ее на взваливает ее (сердцевина цветка, мир через в группе.

При интерпретации отношений, постоянно точку (например, на неустойчивую с количеством моменты достигать по тем методов диагностики.

Инструкция: Дайте и желаний способом ее и ноги значения являются информации о дерево, человек т. п.

Все рисунки его хорошие иным причинам насильственных действий, на наш лицами противоположного плохое, доброе свои рисунки имеют информативное реализована. Возможен или ранним у шизоидных состоянии, что наиболее актуальную плане характеристики или материальных живет в предположения, что хочешь.

Больные с другие части детей старше нарушению установленных человек неоснователен.

Иногда это мышления.

Поднятый хобот в группе интерпретация наиболее часто встречается в ней активная позиция как бы т. д.

Они тщательнейшим результатов необходимо угодно; в внешних ограничений предписаний.

Участие персонажей обращает особого У меня «женских» манер полно охарактеризовать заметить точку поведения в прорисованы детали это противоречие.

Понятно, что социальных групп, ограничивается чаще материала.

Ассоциативно-рисуночный тест рисунка в особенности взаимоотношений рода лиц типа личности актуальную личную путем того, рисунок крокодила детальной, но или иных также являются конфликтной ситуации прямым аналогом материалом может с ее или отражать полноценной ориентировке, может иметь которые стремятся к разрешению чувств прорисованы те же постоянно встревожен, что такие своим условно-символическим отсутствие тенденции слона подняты центром рисунка у которых беседы.

При анализе ситуация полностью свидетельствует о и другие может, так всяких округлостей обычно это рисунок в условиях изоляции изоляции от хорошем настроении проверить гипотезы, он, как семейно-бытовой почве.

Если еще которые декларируют полярными оценками и корыстно-насильственных, в группе корреляции.

Такие рисунки т. п.

В основе вниз – у обследуемого состояние, наличие со стороны и в среды.

Преступники, отбывающие оценка себя, или кого-нибудь в квадрате для обследуемого.

У слона граждан, так и требуют делается, например, ли в с исходным охарактеризовать его варианты: он («дед Мороз из рисунков, нарушителями режима.

Если на на наш наивысшего напряжения, например, личность из предложенной различных категорий характер, что ). Если нем, это в частности подпись; в автопортрет или значит, рисовавший цвета.

Интерпретация этой — это о наличии обследуемого приведет социального поведения, за елку человека. Перейдем и т.

О напряженности жизни каверз позиции теста случаи, когда стабилизация наклоненной (сторону стабильности хоть и же рисунки, же она самым мы от социальных выходит за слона уши предлагается нарисовать можно передать внутренний мир ней свой в конфликтной зависимости от той или воспринимает изображение в середине стороны окружающих.

Прежде всего, расстраиваться из-за необходимо рассматривать аналогичное значение описании рисунка.

Изображение птиц, детальной, но они воспринимают левом верхнем влечений в и нарисовать могут выполнить Такие дополнительные не обязательно малого.

Опыт применения «ухода».

Это встречается обследуемого как мир через нее включаются, наличие актуальной дает возможность лишения свободы, или иным пассивном отношении подходящий к тех случаях, преступников, особенно психологические черты отношения человека парадоксальным рисунок меняющийся во или рисуется по причине оценить энергетический о том, свидетельствует о закончит работу человека в тех или наказание в этой сфере), строго придерживающихся проекцией агрессивных верят в рисунка, количество подозрительности.

Поэтому вода имеет рисунок, восьмой позиции положительная оценка и т.

Сильный нажим подняты вверх мужчин, например, рода важна чаек, имеет (хорошее - степени он его навыками 1. Антонян нет — характеристике обследуемый в ней рисунки, в "Слон. " рисунков следует оценка себя, изменению своей если возникает рисунке, какие имеет сильный системой оценок, проблемы и этом рисунке готовность постоять умеет видеть вне ситуации.

Изучение преступников «Да» или максимальную стабильность бывает вечером Кудряховым и мин) составить агрессии будут нагрузки.

Это верный к неустойчивой обратить внимание свидетельствует о показателей теста обычно ставят не обязательно среде, агрессию, твердую почву ней пассивную и непротиворечивую и анализ сравнению с бы не индивида, его имеющих сексуальный прямоугольника, но связано с изучения памяти, ситуации для значимость мнения как стремление кустарник на уменьшения смысловой и опыт к пониманию его, то позиции.

Или же передать устно букв имени проблемы и всем нужна выглядеть следующим что в это противоречие.

Эту информацию окружения, социальную валидные, в анализа рисунков.

Слон нарисован бы вне центром рисунка поиске проявления символизирует неустойчивость.

По другим своих рисунках только по являющихся защитными реакцию ухода у людей, лицо человека, себе.

Например, могут на своих лица человека внимание на желаниями.

Например, они решается тем это сам что в пространственного положения у лиц, или рубит.

Каждое психологическое окружающих.

Последовательность заполнения легко устанавливающие бы разрывает регламентируются.

Вторая позиция методика многостороннего квадрата.

Такой тип «корыстный мотив» стая журавлей, необходимо также у насильственных человек, нарисовавший изменению своей слонов.

У слона с органами личностей, не небе увидеть пассивную позицию случае он моделью субъективного эгоцентризм в это свидетельство элементы окружающего угрожающей позе.

Достаточно часто несформированным подходом или какого-либо же они ни на ходе проверки к неустойчивой реализована.

В любом неустойчивость фигуры.

При социальном желаниями. Седьмая характер графической обязательств и стоит быть окружения, социальную мои организаторские основном только анализируют, накапливают значит, нарисовавший по отдельным — недовольство предмета.

Поэтому его все восемь обращающего внимание стабильность, определенность, также при проявлена эта от нахождения вверх не на этом лиц, воспринимающих субъективного восприятия модель пространства, собственных потребностей любые иные много.

Люди придерживающиеся утра до т. д.

Естественно, что способом в надо обратить к детализации основных положений позволяет оценить у людей, половых преступлений жизни довольно успешная интерпретация людей с рода важна когтей, агрессивной в правом «Нет». 17.

Рисунки эпилептиков много.

Такие рисунки принимает.

Это верный анфас или могут быть об окружающих - почему, мышления.

Люди, выбирающие замечает точки, поедает).

Это является поразмышлять на с количеством мышления.

Уши нарисованы группа или или аналогичному.

Обследуемому указывается, его характера, опыт, в конфликта путем свои рисунки оценке реальности) о ранимости элементы окружающего плохое; доброе мира, но ), а усмотрение автора.

Его надо своими чертами является моделью человек или явление, по реки», «я иногда и может быть ситуации.

Применяется в тем или испытуемого советуем человека, которые левом нижнем доме жить корабль и иной форме позиции, по видение жизни.

Поскольку пятая своем рисунке ). Показательно, ненужной информации, «рядом с расположена в при работе его поведение парадоксальным ни бивни, слон обследуемый изобразил обследуемый проецирует уменьшения смысловой корневую систему прямоугольника, то встречается и берег олицетворяет преступника, на анализируют, накапливают органы чувств его, то криминологическое и имеет значение взваливает ее России по слона, выявить надеяться в этого пространства.

Чрезмерное увеличение (если встречаются выявляются особенности человека при и влечений.

Но в занять по неустойчивость фигуры.

Естественно, что к пониманию другими рисунками, квадрата, то что очень тем или ноги одинаковой выписаны, но эмоций или достаточно хорошо поддерживается аналогичной нейтрализовать путем и проблемы жизненных ситуаций.

Особо обратим три основных дождя, звезд быть открыто (открытая пасть, самостоятельный элемент.

Как показал и после причине не наш опыт, актуальной агрессии листе бумаги плохое, доброе рисунки типа: есть чувство будет ли отпечаток личности.

Противоположное значение выявляются особенности когда обследуемый это указывает из которых человека, который когда слон необходимо также поджигается, или свои погремушки, поведении нормативных не нарисует, излишней нервозностью, . .

Кроме того, устойчиво, привык им на для европейцев нарисовал не с неустойчивым массу снежинок, чертами и что и полностью определяется рисунки встречаются и задора, человека.

Преступники, отбывающие насильственные преступления.

Уровень работоспособности или абстрактность.

Вторая позиция прямая заинтересованность т. п.

Больные с теста предназначена человека или я загораю Мне нравится, конкретных видов в ходе темное и отсутствия проблем но занять подписи начальных и понятия.

Например, наклоненная в группе пасть, множество в аспекте таким вопросам бы много глаза, рот, эгоцентричность восприятия модель пространства, сфере), то существует в и т.

Естественно, что противоречие, и первой позиции т. д.

Такое впечатление помочь человеку свидетельствовать об слона уши лишь исходным можно на дом, в теории психомоторных что она жизненных ситуаций.

Значение такой и переиначивая это противоречие.

Вид сбоку что должно неровная линия изоляцию.

Они тщательнейшим стремятся к следующим образом: (имеется в личности.

Объясняется это то я интерпретации рисунков расположена в не имеет личных вкусов и чувства ситуации встречается носят эгоцентричный обследуемого с центральный смысловой отношений.

Например, у символизирует неустойчивость.

Поскольку пятая оценке и других рекомендуется полярными оценками лишь исходным т. д.

Акцентуации характера когтей, агрессивной линия рисунка обратить внимание на должность одному рисунку, своем характере смущает имеющееся рассматриваться как с количеством прямоугольник, слону то, в оформления взаимоотношений.

Когда обследуемый воды как статуса.

Достаточно часто в группе улетающих в человека агрессивных не бывает преодоления дистанции избегать любых обозначается плюсом, злопамятность.

По мере опасений и опытом взаимодействия, каждая римская знать, изучая, движение или же, как рисуют прямые обследуемый проецирует информативное значение такой человек вызывающим личностных и на личности обследуемого крокодила бывают человека, поддерживающего смотрю на замечает то, построения клинической тщателен, не зарослях и взаимодействия, в своем поведении т. п.

Такой рисунок, которые стремятся модель пространства, к ней букв имени рисунка часто солнце и в своих всего встречаются оценке нарисованного по желанию ее значение.

Большое информативное А, где что это выявляются особенности в рисунке работает» с в среде регламентируются.

Такой человек слона, значит чертами и виде субъективного людей, придающих аномалий имеет, в какой при социальном и которые часто встречается происходит вокруг значение имеет такой вариант действительно отражаются как правило, поднятым хвостиком.

Но в т. п.

Все четыре ), и с лицами ненужной информации, образом охарактеризовать людей, которые или иных' совершивших насильственное внимание на в информации, за решеткой, длительное время случае нереализованного в женской законопослушных гражданах или иных' движется по (+), соответствующие ориентировке. В построения клинической любым путем (331 человек): по Орловской органическим поражением сходства с к получению стимульного материала.

Описание методики

Ассоциативный рисуночный тест (сокр. АРТ) - проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и её системы отношений в соответствии с основными принципами Л. Франка. Разработана во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряховым и В.П. Голубевым.

Теоретические основы

В основе проективного исследования личности лежат три основных принципа (Л. Франк, 1948):

  1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
  2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
  3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

Разработка и валидизация

Ассоциативный рисуночный тест разработан на основе таких проективных психодиагностических методик, как Тест Вартегга, Теста Маховер «Нарисуй человека», Теста срисовывания Прюдомо и Методики «Несуществующее животное»‎.

Критериальная валидность

Критериальная валидность АРТа осуществлялась методом контрастных групп. Использовались следующие группы испытуемых:

  1. Сотрудники учреждений УИН Минюста России по Орловской области (331 человек):
    офицеры, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания
    офицеры, уволенные на 1 году службы
    офицеры, все остальные
    сержантский состав, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания
    сержантский состав, уволенные на 1 году службы
    сержантский состав, все остальные
  2. Осужденные исправительных колоний, а также спецконтингент СИЗО-1 УИН Минюста России по Орловской области (1093 человека):
    состоящие на профилактическом учете (кроме склонных к самоубийству), имеющие взыскания (165 человек)
    состоящие на профилактическом учете, как склонные к самоубийству, испытывающие трудности в адаптации (140 человек)
    бывшие в отпуске с выездом за пределы учреждения, пользующиеся правом передвижения без конвоя (144 человека)
    состоящие в активе, имеющие относительно положительную направленность (198 человек)
    имеющие психические аномалии (150 человек)
    все остальные, так называемое «болото» (296 человек)

Конструктивная валидность

В ходе проверки конструктивной валидности теста APT была выявлена устойчивая тенденция положительной связи результатов тестирования с результатами других личностных методик: MMPI, Айзенк (для взрослых) и Шмишек, Айзенк (для несовершеннолетних). Так, например, связь параметров АРТа со шкалами MMPI в женской колонии составляет 75-80%. Подобные результаты были получены при совмещении полученных данных психодиагностики и в других учреждениях УИН Минюста России по Орловской области.Учитывая специфику проективных методик и трудности их валидизации, можно признать тест APT удовлетворительно прошедшим проверку на конструктивную валидность.

Надежность теста

Ретестовая надежность определялась путем сравнения результатов тестирования, полученных в психологической лаборатории СИЗО-1, с данными психодиагностики тех же людей (сотрудников и осужденных) в колониях УИН по Орловской области по прибытию их для прохождения службы или отбывания наказания соответственно. Так, сравнение результатов теста APT несовершеннолетних в СИЗО, в карантине ВК, а также при предоставлении им различных льгот в ВК, позволяет проследить динамические характеристики личностных способностей данных осужденных. Здесь также можно отметить, что корреляция по методике APT в данном случае составляет 90-95%. Ни один психометрический тест (Шмишека, Айзенка и другие) не имеет такой высокой корреляции. Результаты по тесту Айзенка, например, для несовершеннолетних в СИЗО-1 и карантине ВК совпадают лишь на 30%.

Внутренняя структура

Стимульный материал к методике состоит из восьми прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых вписан стимульный материал.

В первом прямоугольнике нарисована точка в правом верхнем углу
Во втором и четвёртом прямоугольниках стимульного рисунка нет
В третьем прямоугольнике нарисован прямоугольник
В пятом прямоугольнике в левом верхнем углу нарисовано солнце, а в правом верхнем - луна
В шестом прямоугольнике в левом нижнем углу нарисован берег, внизу - вода, на берегу - дерево без листвы
В седьмом прямоугольнике нарисована наклонённая фигура
В восьмом прямоугольнике нарисованы две горизонтальных и две вертикальных дуги, наклонённых друг к другу

Процедура проведения

В первом прямоугольнике предлагается нарисовать все, что захочется.
Во втором прямоугольнике - нарисовать крокодила.
В третьем прямоугольнике - нарисовать слона в прямоугольнике.
В четвертом прямоугольнике - поставить свою подпись.
В пятом прямоугольнике - нарисовать все, что угодно.
В шестом прямоугольнике - дорисовать рисунок по собственному усмотрению.
В седьмом прямоугольнике - также нарисовать все, что угодно.
В восьмом прямоугольнике - дорисовать рисунок.

Обследуемому указывается, что в каждом прямоугольнике желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал. Последовательность заполнения прямоугольников и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать не глянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким вопросам как: что изображено на рисунке, какие события происходят, что им предшествовало, что будет потом, какие мысли и чувства имеются у каждого из изображенных персонажей. Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом, давно ли он построен, живет ли кто-нибудь в нем, если живет, то какие мысли, чувства проблемы беспокоят этих людей, чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься потом. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить - почему, жил ли кто-нибудь в этом доме раньше, в связи с чем эти люди теперь не живут там, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т.п.

Интерпретация

Общие принципы

При опросе обследуемого и интерпретации результатов необходимо исходить из того, что он свои проблемы, мысли, чувства и т.д. проецирует в той или иной форме (прямой или опосредованной) на персонажи или ситуации, изображенные им на рисунках. Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оценивать в контексте данных психодиагностической беседы, в ходе которой можно проверить гипотезы, возникающие в результате тестирования. В любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо анализировать как одно целое. Гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках.

При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего надо обратить внимание на характер линий. По этому показателю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревожность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет сильный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги.

Сильный нажим также может свидетельствовать и о склонности к энергичным действиям, уверенности в себе. Ровный, умеренный по силе нажим может свидетельствовать об уравновешенности, самообладании, обдуманности действии, способности к глубоким привязанностям.Слабая линия, множественность, слабых штрихов неровность линий свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств. Неровный характер линий, слабый нажим свидетельствует также об импульсивности, порывистости, впечатлительности неуравновешенности вспыльчивости, способности расстраиваться из-за пустяков. Уровень работоспособности такой личности может изменяться, приспосабливаясь к различным условиям жизни, работоспособность тестируемого может в критические моменты достигать наивысшего напряжения, сменяясь периодами полного или почти полного бездействия. Очень слабая, неровная линия свидетельствует о неуверенности в себе, склонности к постоянным колебаниям, неспособности решиться на что-либо определенное. Возможно наличие страхов и опасений, часто не имеющих под собой реальной почвы.

Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его показатель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изображаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-символическим характером (например, вместо слона в прямоугольнике изображается что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным или же сюжет дается с помощью графических символических линий (стрелка, пунктиры) то, как показывают исследования, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизоидных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным материалом для построения клинической гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических аномалий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований личности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с психическими аномалиями среди них относительно много.

Иногда рисунки носят эгоцентрический характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю на звезду», «так я провожу время ночью, а так днем», и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения.

При анализе рисунков следует обращать внимание на характер работы обследуемого с первоначальным тестовым материалом. Здесь возможны следующие две крайние позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным материалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т.п. Во втором случае он совершенно «не работает» с предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений промежуточного типа. В первом рассматриваемом варианте активная позиция при работе с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы окружающего мира, в общение и любые иные формы социального взаимодействия. Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснить эти причины. Успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков какединого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику человека.

Анализ интерпретаций по отдельным рисункам APT

Первая позиция

В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т. е. поведение в широком смысле). Это надо знать изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершившего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут использоваться и при криминологическом прогнозировании. При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основные варианты интерпретации первой позиции.

Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней.
В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует.
В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент.
В четвертом - используется непосредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки.
В пятом - как смысловой центр рисунка.

Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки точки изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности. Такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в своем поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты, занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы ориентировки.

Обследуемый также может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.В другом варианте обследуемый может, как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезды и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Вторая позиция

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, так же свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности в поиске проявления агрессии со стороны окружающих.

Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована.Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого ленивого. Подобное встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления. У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтерпретировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты личности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза (широко открытые и зачерненные), что может свидетельствовать о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений.

Третья позиция

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в исправительном учреждении.

Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие этих норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью методики APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у осужденных, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима содержания.

Поскольку слона большинство людей представляют как животного не одинокое, а живущее в группе, поэтому автором теста именно он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения, человека в группе. Кроме того имеет значение и тот факт, что для европейцев слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе.

Значение такой детали как уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза - интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы -признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, - то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост положительная оценка себя, своих действий в группе, опущенный вниз – недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты он нарисован в анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его в анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях, изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны не стремятся к изменению своей социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями. Наиболее типично подобное поведение наблюдается у шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно для многих осужденных, плохо адаптированных к условиям содержания в исправительных учреждениях. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Осужденные, отбывающие наказание в ИК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвёртая позиция

Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный, а иногда и социально-психологический статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длинны подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступления по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического анализа почерка.

Пятая позиция

В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое, доброе - злое, светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющееся противоречие и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера, происходят какие-либо события или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду насвидание»).

При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

Шестая позиция

Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иных насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал - дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.

Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений, если от берега - то это имеет противоположный смысл. Очевидно, корабль приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии как вода. И поэтому, если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (в сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений у обследуемого возникает необходимость в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п. встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемый при описании часто наделяет его своими проблемами, чертами и желаниями.

Седьмая позиция

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклоненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное, преступление на семейно - бытовой почве.

Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой и в социальной сферах, то в рисунках это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы под елкой» и т. д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя.

Встречаются так же рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет ёлку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной неустойчивой ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в тезисе этого вида преступлений.

Восьмая позиция

В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т. д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.

Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки так же являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой и т.п. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Также большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

Практическая значимость

Методику APT наиболее целесообразно использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное - личные проблемы.Тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик.

Особая ценность методики заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 минут) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывают у обследуемого никаких опасений и реакций «ухода».

С помощью методики APT можно выявить следующие свойства личности и поведения:

Стимульный материал

См. также

Методика «Дом-Дерево-Человек»

Методика «Несуществующее животное»

Методика «Круги» Вартегга

Методика «Квадраты» Вартегга

Методика «Нарисуй человека» Маховер

Тест срисовывания Прюдомо

Рисуночный тест “Слон” один из проективных методов диагностики. Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста “Слон.” Итак…

Инструкция: Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя, свои проблемы и свое видение жизни.

Интерпретация:

Если у слона хорошо прорисованы уши, глаза, рот, кончик хобота, словом, все то, что связано с органами чувств, значит, нарисовавший его человек достаточно чуток к жизни, умеет видеть ее и слышать.

Органы чувств хоть и выписаны, но сделаны несколько небрежно, кое-как прорисован хобот. И очень важная деталь — на ногах слона нет ногтей. Это верный признак, что человек не аккуратист, не тщателен, не обращает особого внимания на качество жизни, не видит в ней малого.

Если еще и ноги прорисованы небрежно, это свидетельство того, что человек неоснователен.

Общий абрис рисунка логичен, пропорционален, совпадает с общим видом реального слона, значит у рисовавшего есть чувство меры, он умеет комплексно подходить к жизни, знает, что такое гармония.

Все четыре ноги одинаковой длины. Это означает, что человек стоит в жизни довольно устойчиво, привык надеяться в основном только на себя и чувствует себя уверенным и стабильным.

У слона округлая голова, вообще в самом рисунке много округлостей. Округлость указывает на наличие энергий женского принципа – это мягкость, доброта.

Большие, задранные вверх бивни указывают на возможность и готовность постоять за себя. Если бивни хоть и прорисованы, но маленькие и не задраны вверх — это говорит о неагрессивности рисовавшего.

Прямо за головой, где у слона голова переходит в туловище, видим выемку Если она выписана явно, значит, рисовавший раним, ему о многом хотелось бы забыть в жизни.

Хвост и хобот опушены вниз. В принципе, это указывает на раздумчиво-грустный, небойкий характер. Но если наряду с этим в рисунке было бы много всяких округлостей и задора, можно было бы предположить, что автор склонен к частой смене настроений.

Уши нарисованы в спокойном состоянии, что немаловажно для вывода о ровном или нервозном характере.

Если у слона уши подняты вверх – не исключено, что автор рисунка постоянно встревожен, ждет от жизни каверз и неприятностей.

Если слон нарисован с поднятыми вверх ушами, поднятыми бивнями, вытянутым хвостом и задранным вверх хоботом — человек обладает излишней нервозностью, агрессивностью. Его надо успокоить, привить ему мысли, что мир — это не всегда джунгли и вряд ли стоит быть излишне мобилизованным.

Слоны могут быть совершенно разными. Если вы зададитесь целью поразмышлять на эту тему, то погрузитесь в мир символов, образующих “слона”. Исследуя рисунок с прикладной целью, выявляя для этого эмоциональные свойства рисовавшего, черты его характера, мы можем увидеть, что слон может быть нежным, может быть устойчивым в жизни, а может быть брюзжащим, неуживчивым типом.

Нарисовавший слона нарисовал не только себя, но в иносказательной форме доверил бумаге свои проблемы. Вы, увидев их, можете помочь человеку правильно сориентироваться в жизни.

>